Самовары фабрики Баташева

Весомым наследником традиций, прославившим тульский самовар даже на заграничных просторах, стал Баташев Василий Степанович. Хотя самоварное производство, в воплощении небольшой мануфактуры, было заложено его отцом. Тула, будучи городом металлургов, с лёгкостью поставляла требуемый металл, или сплав на самоварные фабрики. Поэтому перспектива развития маленькой мастерской имела в руках все козыри. В 1840-е конкуренция не была столь охватывающей, но уже через 20 лет ситуация стала чересчур конкурентной.

Самовары фабрики Баташева

В 1861 пожар испепелил фабрику, косвенно став причиной смерти её «создателя». Восстановленная мастерская продолжила семейное дело, и фактическим управляющим стал Василий Баташев. Под его руководством образовалась крупнейшая фабрика, ставшая образцом всестороннего качества, насчитывавшая 54 варианта выпускаемой продукции (хотя многогодовой спектр её деятельности охватил цифру 165 модификаций). Спустя пять лет после злополучного возгорания, товары Баташевых заслужили почетные дипломы на всемирной выставке в Париже, где фабрика была первопроходцем, показавшим Европе диковинные приборы.

В 1871 и 1873 гг. самовары Баташевых снова будоражат внимание фантастическим исполнением самоваров – на выставках в далёкой Вене и Петербурге. Именно петербуржский показ проложил для баташевских самоваров золотые дороги в знаменитые дворянские дома государства. С каждым годом, самовары более массово шли нарасхват на территориях родной страны, и вмиг «разлетались» на зарубежных мероприятиях. Сувенирные произведения приобретались царской семьей, украшая чертоги Императорского дворца.

Творческая фантазия ремесленников предприятия не имела границ, и всё великолепие отражалось в исключительных воплощениях: мельхиоровые, серебряные и позолоченные изделия, самовары с ручками-драконами, или виноградными лозами. Многогранность форм и литражной вместимости варьировались в широких пределах. Иногда изделия были шарообразные, были напоминающие рюмки, или греческие вазы. Стандартами объёма были показатели – 5, 7, 12 л; для праздничных торжеств – двух- четырёх ведерные; подарочные – 0,5 л. А вот у царских наследников были ёмкости всего на 200 грамм, несомненно являющиеся творческим чудом. Чем шикарнее был самовар Баташева, тем выше была вероятность его попадания в знатные поместья. (более подробней о видах самоваров читать здесь)

Овладеть навыками тонкой и искусной работы было достаточно непросто, поскольку требования сводились к идеальным. Многодельный, невероятно трудоёмкий процесс изготовления одного самовара позволяет осознать, почему музейные коллекции этих изделий из первой части XIX века представлены малым количеством экземпляров. В те времена их делали немного, соотносительно с современными техничными возможностями. Они представляли значительную ценность для обладателя, переходили следующим поколениям по наследству, покуда у самоваров не иссякал запас прочности.
Да и сегодня, самовар Баташева, является элементом гордости коллекционеров, и оценивается весьма дорогостояще. Стать обладателем такого антикварного совершенства, сродни приобретению машины времени, которая перенесёт человека в эру несравненных умельцев и виртуозов, которые вкладывали невероятный труд и талант в легендарный самовар.

Рекомендую почитать:

comments powered by HyperComments