Агитационный фарфор

«Агитационный фарфор» появился, как альтернатива внести в народные массы новую советскую эмблематику и светлые пути державного прогресса, после переломных моментов революции.

агитационный фарфор

Императорский фарфоровый завод Петрограда, в 1918 году получив новый статус «государственного», был снабжен и первым заказом по изготовлению бюстов известных революционеров, а также интерьерных и бытовых предметов декорированных революционными лозунгами.

Над фарфоровыми творениями трудился исключительный коллектив скульпторов и талантливейших художников. Первые выпущенные бюсты и живописное воплощение агитации в виде юбилейного блюда к годовщине революции, мгновенно рассредоточились в домах коллекционеров, как и последующие экземпляры изящной продукции. Д. Штеренберг, в 20-е годы комиссар в области искусств, тревожно отметил, что фарфор не доходит к «рабочему слою», функционально теряя предназначенную миссию. Со временем, увеличить массовые выпуски изделий не получилось. Скульптурные фигурки, сервизы и блюда выпускались минимизированными тиражами до 300 экземпляров. Основным их предназначением стала презентация на зарубежных территориях, где новоиспечённое государство позиционировалось в ином политическом строе. С 1920 г. агитационный художественный фарфор увидели на выставках в столицах крупнейших европейских государств.

На просторах родного государства, эксклюзивными предметами можно было любоваться «за стеклом» на главных артериях Петрограда и столицы. Сквозь витрины на белоснежных сверкающих блюдах яснели красные звёздочки, переливались нежным золотом серп и молот, а вензель РСФСР сплетался из сказочных цветов. Их охраняли уменьшенные красногвардейцы, опрятные матросы, и рвущиеся в бой партизаны. Рядом, застывшие в непринуждённых реалистичных позах крестьянство и рабочие, гордо рассказывали о своих профессиях, приравнивая их высоким идеалам. Настольные игры, такие как глянцевые шахматы «Красные и белые» – завораживали самобытным великолепием.

Стоимость агитационного фарфора росла пропорционально его творческим достоинствам и спросу среди коллекционеров. Появились изделия, целенаправленно созданные для продаж на аукционах. Пара «тарелок» продавалась за астрономические суммы – около 20 тыс. руб. И когда, в октябре 1921, ГФЗ открыл двери для свободной продажи продукции, стоимость предложений просто зашкаливала: цена на тарелки варьировалась в пределах 12-300 тысяч за одну, а стоимость «фигурок последнего выпуска» достигла 400 тысяч.

фарфор агитационный

Следовательно, пролетарский стиль того времени предельно ценился в сферах антикварной торговли. Но в 30-е годы атмосфера «сталинского ампира» сменила художественное оформление изделий, изменив саму идеологию. Но именно в этот период сформировалась каста коллекционеров, движимых желанием сохранить для будущих поколений светлые ценности тех времён. Благодаря их стараниям, агитационный фарфор сохранён, и весьма актуален для нынешних коллекционеров, а его незаурядная история прочно переплетается с формированием современности.

Ещё статьи по теме фарфора:

 

comments powered by HyperComments