Подстаканники

После того как, на территорию России, был впервые завезен чай из Китая и чаепитие приобрело признаки традиций, возникла необходимость в изготовлении специальной чайной посуды. Производством данной продукции занимались многие фабрики. Как правило, этим занимались те, кто специализировался на фарфоровых изделиях.

serebro podstakannik

Но, в середине 18 века появился новый атрибут чаепития подстаканник.  В первую очередь его предназначением была защита пальцев рук от ожогов. Ведь в то время для распития чая часто использовали стеклянный стакан. И под воздействием горячей воды он сильно нагревался.

Всего лишь за несколько десятилетий подстаканник стал пользоваться большой популярностью. Спрос на этот предмет быта, который так быстро занял свое место почти в каждом доме, постоянно рос. Требования потребителей к внешнему виду подстаканника также росли.

В основной массе подстаканники изготавливались из меди, бронзы и латуни. Для людей, чье материальное положение и социальный статус позволяли иметь что-то большее, делались подстаканники из серебра и золота. При этом украшались различными узорами, эмалью и  драгоценными камнями. Особо известными, своими произведениями, стали такие мастера как: П.Овчинников, И.Хлебников,  Ф.Лорне, К.Фаберже.

С приходом Советской власти, подстаканник помимо своих непосредственных функций, принял на себя ещё и функцию пропагандирования, вновь созданной империи. Символика государства, годовщины революции, значимые события в жизни страны (съезды, выставки) в различных интерпретациях начали появляться на подстаканниках. В след за этим, с целью разнообразить ассортимент,   появляется всё больше различных тем изображаемых на подстаканниках (портреты известных людей, железнодорожная символика, персонажи из сказок, композиции из цветов и фруктов, памятники архитектуры и т. д.)

В 30-е годы, с появлением технологии штамповки, производство подстаканников приобрело массовый характер. Способствовало этому не только новая технология изготовления, но и использование новых материалов, которые удешевляли производство. Так появились подстаканники, выполненные из нержавеющей стали, мельхиора, нейзильбера, алюминия.

Самыми распространенными подстаканниками, которые несли на себе Советскую символику,  были изготовленные из мельхиора. Самый большой вклад в их изготовление внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий.

Во второй половине 20 века более распространенными стали подстаканники, выполненные из алюминия и нержавеющей стали. Всё было нацелено на то, чтобы как можно больше минимизировать затраты на производство и обеспечить потребности народа.

Гораздо в меньшем количестве, но всё же были, и изделия в серебре. Больше всего этому способствовал Кубачинский художественный комбинат. Изделия этого предприятия можно по праву считать высокохудожественными произведениям. Серебряные подстаканники кубачей  красовались различными узорами гравировки, чернью, золочением, штихельной резьбой.

Практически все подстаканники имели в наличии несколько клейм. Как правило, это были: эмблема или наименование изготовителя, материал изделия, проба для драг.металлов, а также его розничная стоимость. Указание цены на изделии, это характерно подстаканникам Советского периода. Отсутствие таковой может свидетельствовать о том, что данное изделие производилось по государственному заказу (для армии, железной дороги, гос.структур) и в свободную продажу не поступало.

Ещё статьи:

comments powered by HyperComments